Китайский трудовой договор глазами иностранца: зарплата, испытательный срок и увольнение

В работе с поставщиками из Гуанчжоу и Шэньчжэня я давно привыкла: устная договорённость на собеседовании или переговорах стоит ровно столько, сколько потом записано в документе. С китайским трудовым договором у меня личного опыта нет — в китайской компании я не работала, — но специфика очень знакомая: обещают одну сумму и график, а в договоре внезапно появляются другие условия.

Я бы до выхода на работу по факту проверяла:

• зарплата указана до или после налогов, что входит в бонус и когда его выплачивают;
  • испытательный срок, критерии его прохождения и возможность досрочного расторжения;
  • кто и в каком размере оплачивает жильё, страховку, перелёты, рабочую визу;
  • порядок расчёта при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск и сроки окончательной выплаты.

Особенно настораживает формулировка «по итогам месяца» без цифр и понятных KPI. В WeChat обещания потом искать неудобно, поэтому я бы сохраняла переписку и просила двуязычную версию договора.

Кто реально отдавал договор на проверку юристу до выхода? Что оказалось важнее обещаний — gross/net, бонусы, соцпакет или условия увольнения? И как у вас фактически прошёл окончательный расчёт?

Согласна: фраза «всё обсудили, потом оформим» обычно означает, что оформят уже не всё. В закупках я давно сохраняю переписку и сверяю её с документом до сделки — с трудовым договором сделала бы так же. Если работодатель не хочет письменно фиксировать обещанные условия или предлагает подписать договор «на доверии», это для меня уже достаточная причина притормозить. Рекламная вода заканчивается там, где начинаются деньги и увольнение.