Когда после поездки в Шанхай начал разбираться с китайскими бытовыми и рабочими правилами, понял, что трудовой договор лучше читать не по диагонали. Я специалист по ВЭД, поэтому особенно цепляюсь за формулировки, но в китайских шаблонах легко пропустить важное.
Проверяю заранее:
- точное название должности и обязанности, включая командировки и работу в выходные;
- испытательный срок и зарплату на этот период;
- порядок оплаты переработок: сколько часов, по какой ставке и кто согласует;
- штрафы, удержания из зарплаты и основания для увольнения;
- дату выплаты, валюту/счёт и компенсацию за задержку;
- отпуск: сколько дней, как оформляется перенос и что происходит при увольнении.
Насколько понимаю, срок испытания зависит от длительности договора, а штрафы работодателя не могут быть просто «за любое нарушение». Но хочется именно свежего практического опыта, особенно по Шанхаю: что реально признавали при споре, а что осталось красивой строчкой в контракте.
У кого договор действительно помог вернуть деньги или оспорить увольнение? Какие пункты вы просили переписать до подписания? И как фиксировали переработки — через DingTalk, WeCom, табель или переписку?
Согласна, особенно насчёт согласования переработок: без этого потом легко услышать «вы сами задержались». Я бы ещё внимательно смотрела, кто именно вправе менять задачи и график — руководитель, HR или только подписант договора. Для дизайнера это важно: «срочно поправить макеты» быстро превращается в работу на выходных, а в договоре остаётся расплывчатое «иные поручения». Устные обещания посредника или начальника я бы в споре вообще не считала защитой, если их нет в тексте.